Автоматическое ценообразование в интернет магазине исходя из цен конкурентов

Интернет-коммерция жестокая среда в плане ценообразования. Покупатель всегда находится «на расстоянии одного клика» о другого интернет магазина, и с большей вероятностью купит там, где цена ниже.
От чего же сейчас зависят цены в интернет-магазине? Чаще всего от закупочной стоимости, какой-то внутренней нормы доходности и уровня рыночных цен. При этом «оглядка на конкурентов» не является основным фактором, т.к. у большинства магазинов вряд-ли есть ресурсы для постоянного отслеживания изменения цен конкурентов. Для покупателя, напротив, цена является одним из основных факторов выбора. Разница в 10-50 рублей уже играет роль. И «дорогой» магазин, чаще всего, с удовольствием понизил бы цену, на такую небольшую сумму..
Как же проставлять цены на товары в интернет-магазине, что бы они всегда были «немного ниже» чем у конкурентов (с учетом ограничений: цены закупки, внутренней нормы доходности)?
Те, кто решат эту проблему первыми — получат хорошее конкурентное преимущество.
В одном из моих интернет-проектов была мысль, устанавливать цены на все товары исходи из цен конкурентов.
В первом приближении, задача не слишком сложная.
Сразу скажу, что система полностью не реализована из-за некоторых сложностей. Но, уверен, рано или поздно, мы, или кто-нибудь еще (может быть вы?) реализует ее в полной мере. Чем даст старт новому витку «ценовых войн» в интернете.
Общее описание
В общем-то идея достаточно простая. Собрать и постоянно обновлять данные о ценах конкурентов на этот же товар. Постоянно анализировать эти цены и назначать цены на товары своего интернет магазина по некой формуле, учитывающей цену закупки товара, минимальную цену наценки и цену конкурентов. Таким образом ставить цену на товар немного ниже чем у конкурентов, но не ниже «минимальной прибыльной» цены. В итоге цены нашего магазина будут наилучшими.
Сбор цен конкурентов через YML
Одна из основных задач в эом алгоритме — собрать все цены конкурентов и поддерживать их актуальность. Для этого как нельзя лучше подходит YML стандарт. Файлы содержащие информацию о товаре, его цене и наличии, передаваемыми интернет-магазинами в Яндекс-маркет или другие системы.
Т.к. Яндекс.Маркет в рунете — серьезная сила, и большинство интернет-магазинов выгружают ему свои товары, в большинстве магазинов есть этот файл. Правда он может быть доступен для чтения только по паролю — но это очень большая редкость.
Задача поиска и поддержания актуальных цен сводится к тому, что бы найти такие актуальные YML-фиды у конкурентов (файлы в большинстве случаев обновляются самостоятельно, или каждый раз при обращении). Но как найти эти фиды?
К счастью для нас, у большинства магазинов адреса расположения и названия этих файлов абсолютно стандартны. В основном люди не задумываются о безопасности и не изменяют адреса предложенного CMS. Или изменяют на свой, но еще более предсказуемый. Таким образом, сформировав базу «стандартных» путей хранения фидов и названий файлов можно путем обращения к этим путям на сайте выяснить, по какому именно адресу находится XML.
Нужно отметить, что эта часть проекта была успешно реализована и написан скрипт, который путем перебора нескольких тысяч вариантов нахождения yml файла во многих случаях находит актуальный фид. Об эом скрипте, возможно, я расскажу в одном из следующих постов.
Сопоставление товаров с товарами конкурентов
На этом этапе сконцентрированы основные проблемы. Даже имея актуальные цены нескольких конкурентов автоматически очень сложно сопоставить, какой товар конкурента соответствует тому или иному товару вашего интернет-магазина. Названия в большинстве случаев изменяются, поэтому сопоставить по названию не получится.
Если вы и ваш конкурент покупает товары у одного поставщика теоритически, возможно ситуация когда вы используете одинаковые артикулы. В таком случае можно быстро сопоставить товары, и начать сверять цены. В остальных случаях, скорее всего, придется это делать в ручную. Но с ассортиментом в десятки тысяч позиций это становится серьезной работой. Причем работа эта постоянна, т.к. ассортимент магазинов постоянно изменяется, дополняется и т.д.
Именно эта проблема не позволила нам внедрить и протестировать такую систему ценообразования.
Возможно, в каких-то отраслях она нивелируется (например кино или игры, названия которых всегда одинаковы) , или кто-то найдет способ решения проблемы сопоставления товаров. В любом случае это будет интересный эксперимент.
Поделиться "Автоматическое ценообразование в интернет магазине исходя из цен конкурентов"